Меню
Ваши билеты в личном кабинете

8 главных сцен фильма Андрея Тарковского «Солярис»

8 главных сцен фильма Андрея Тарковского «Солярис»

Эта картина занимает особое место в его фильмографии: фильм снят на основе одноименного произведения Станислава Лема, но представляет собой прежде всего не экранизацию научно-технической фантастики, а философско-религиозный манифест.

С 19 декабря в сети кинотеатров «Каро», а с 26 декабря — в широком прокате можно будет увидеть шедевр Андрея Тарковского «Солярис». Это минималистичный, где-то даже камерный фильм, но скупость выразительных средств не мешает ему быть удивительно эстетичным. КиноАфиша выбрала восемь ключевых сцен, которые стали классическими и за последующие несколько десятков лет заслужили множество вариаций и отсылок в других фильмах.

Прощание с домом (1)

Пока Земля видна не в иллюминаторе, а тут, Крис Кельвин (Донатас Банионис) пытается надышаться ею. Типичные для Тарковского «длинные» планы с каплями, падающими на траву, живописными затонами и слепым дождем были сняты летом в Звенигородской области. Потом, уже на «Солярисе», ученый Снаут (Юри Ярвет) покажет Крису нехитрое приспособление из нарезанной бахромой бумаги, приклеенной к вентилятору и как бы напоминавшей шум листвы. Его изобрел другой член экипажа, покончивший с собой незадолго до прибытия Кельвина — Гибарян (Сос Саркисян). Здесь слились и русский космизм, и сентиментальная любовь к родине, и пафос космических путешествий, практически канонизированный советской идеологией. «В космосе очень одиноко во время бесконечного путешествия», — пропоет потом Элтон Джон в песне Rocket Man (‘It's lonely out in space on such a timeless flight’).

8 главных сцен фильма Андрея Тарковского «Солярис»

Кельвин сжигает свое прошлое (2)

Психолог Крис Кельвин, готовясь к рейсу на исследовательскую станцию в орбите Соляриса, сжигает свои старые вещи, среди которых находит даже университетскую курсовую работу. Символизм этой сцены буквалистский: в густом сером дыме исчезает то, что связывало его с Землей, домом, своим прошлым, а значит, и собой прошлым (самость, которую на Солярисе ему будет не так просто отстоять). В литературном и режиссерском сценарии будет сохранена сюжетная линия, где Крис раздваивается на реального человека и фантом, собственную проекцию.

Как бы он не пытался сепарироваться от груза прошлого, в том числе с помощью таких полушаманских обрядов, прошлое все равно нагоняет Кельвина, потому что живет не бумагах и вещах, и даже не в нейтрино, из которых состоят призраки Соляриса (в том числе и его «воскресшая» жена Хари). Прошлое, особенно то, которого мы боимся, — нематериально, тотально, неубиваемо.

8 главных сцен фильма Андрея Тарковского «Солярис»

Ночная поездка Бертона (3)

Анри Бертон (Владислав Дворжецкий) был поднят на смех научным советом после своих рассказов о вхождении в атмосферу Соляриса (он был убежден, что все, что он там увидел, в том числе карликовые растения и гигантский ребенок, — правда, а не плод его фантазии). После встречи с Крисом и его теткой (Тамара Огородникова) он звонит им по видеосвязи. Мы видим, как за фигурой Бертона мелькают изгибы автотрассы, а потом «субъективная камера» переносит зрителя на водительское сидение. Эта сцена снималась в Японии (Токио), где на тот момент была самая современная и футуристичная городская архитектура (фильм вышел в 1972 году). Постепенно из черно-белой гаммы картинка становится цветной и уходит в синие и красные тона: вспомните цветокоррекцию в «Матрице», это очень похоже на кадры из Тарковского. Вполне возможно, что Вачовски вдохновлялись именно «Солярисом».

8 главных сцен фильма Андрея Тарковского «Солярис»

Хари прорывается сквозь железную дверь (4)

«Не превращай научную проблему в альковную историю» — сказал Снаут Крису, намекая, что настойчивость Хари (Наталья Бондарчук) — следствие в том числе его малодушия. Она проводит с ним больше и больше времени, а он не в силах ее прогнать. Кажется, Крис больше верит в реальность Хари, чем она сама — он даже убеждает ее в том, что она не репликант, не воплощенная в плоть матрица, а реальный человек. Он говорит, что любит ее, и своим болезненно-заботливым отношением очеловечивает призрак бывшей жены. Как нейросеть, Хари быстро учится, внимательно следя за его эмоциональными реакциями и начиная им манипулировать.

Крис совершает довольно нелепые в своей наивности попытки освободиться от Хари: он пытается отправить ее на ракете в космос, но в итоге только получает ожоги. Крис проводит с Хари ночь, а когда выходит из комнаты, замечает, что та начинает бешено биться в дверь. Он пытается ей помочь, но Хари, как будто бешеное животное, буквально раздирает стальную дверь и проходит сквозь лоскуты железа.

8 главных сцен фильма Андрея Тарковского «Солярис»

Невесомость в библиотеке (5)

Снаут оставляет Криса и Хари одних в библиотеке, предупреждая, что ровно в пять вечера на корабле на 30 секунд наступит невесомость. Оператор Тарковского Вадим Юсов, с которым они работали на нескольких фильмах, решил снять эту сцену с помощью рапида. В отличие от остальных, стерильных и безжизненных, интерьеров корабля, библиотека — самое «очеловеченное» и глубокое пространство. Она завалена книгами, измерительными приборами, безделушками — одним словом, приметами «земного» человеческого быта, где-то даже мещанства. Невесомость настигает Криса и Хари вместе, и они сплетаются в объятиях, как парящая парочка на шагаловской картине «Поцелуй». Как писала в книге «7 ½» великая критикесса Майя Туровская: «Мотив полета — навязчивый мотив Тарковского».

8 главных сцен фильма Андрея Тарковского «Солярис»

Волнующийся мыслящий океан (6)

Визуально сцены с океаном не поражают воображение — в конце концов, все это буквально снималось в тазу. Но вот в сочетании с удивительной музыкой Эдуарда Артемьева, чуть ли ни единственного в Советском Союзе композитора, работавшего не с мелодией, а звуками, эти кадры наводят непередаваемый ужас. С написания музыкального отрывка для океана началась работа над саундтреком к фильму: Тарковский лично присутствовал на записи инструментов в студии (тут можно услышать как синтезаторы, так и симфонический оркестр) и даже участвовал в сведении, маниакально добиваясь идеального звука. Японский композитор-авангардист Исао Томита был так впечатлен фильмом, что прислал Тарковскому свою версию саундтрека, написанную на основе музыки Артемьева.

8 главных сцен фильма Андрея Тарковского «Солярис»

«Возвращение блудного сына» (7)

Финальный и самый известный кадр картины, тонический аккорд. Крис возвращается на Землю (на самом деле, как мы потом видим, на остров в мыслящем океане) и припадает к телу отца (Николай Гринько), становясь пред ним на колени. Это буквальное исполнение классического полотна Рембрандта «Возвращение блудного сына» и эмоциональный пик картины. То, что Тарковский выбрал эту сцену для финала, еще раз подчеркивает, что он рассматривал «Солярис» прежде всего как эсхатологическое произведение, а не экранизацию остроумного научно-фантастического романа. Этим объясняется его жесткий подход к монтажу и выкидыванию «лишних» сцен. Вместе с этим фильм все-таки сохранил черты разных жанров — например, хоррора (момент, когда копия Хари пытается покончить жизнь самоубийством, как это когда-то сделала реальная Хари после ожесточенной ссоры с Крисом).

8 главных сцен фильма Андрея Тарковского «Солярис»

Сцена в зеркальной комнате (8)

Одна из самых визуально впечатляющих сцен, которая по этой причине и была вырезана Тарковским из прокатной версии. Режиссер не любил подчеркнутой «красивости» и считал, что сцены, снятые «без швов», обладают стерильностью, которая губительна для картины. Тем не менее, сцена в зеркальной комнате сохранилась и ее можно посмотреть онлайн. В сочетании с музыкой Эдуарда Артемьева картинка, которая состоит из сотни фракций, очень хорошо передает ощущение расщепления сознания, которое постигло Криса. Он находится в галлюцинаторном бреду, с него ручьями течет пот, в какой-то момент мы видим, как он откинул голову на подушку, беззвучно шевеля губами и пытаясь произнести какие-то слова — возможно, он молит о пощаде. Кого? Мыслящий океан? Обретшую плоть умершую жену? Может, и бога.

8 главных сцен фильма Андрея Тарковского «Солярис»
10 лучших русских семейных фильмов 2023 года, о которых вы вряд ли слышали 10 лучших русских семейных фильмов 2023 года, о которых вы вряд ли слышали Читать дальше 24 апреля 2024
Семейная криминальная сага: вышел трейлер сериала «Французская рулетка» Семейная криминальная сага: вышел трейлер сериала «Французская рулетка» Читать дальше 24 апреля 2024
Магнат Ченнинг Татум устраивает зловещую вечеринку в трейлере триллера «Моргни дважды» Магнат Ченнинг Татум устраивает зловещую вечеринку в трейлере триллера «Моргни дважды» Читать дальше 24 апреля 2024
На PREMIER стартует сериал «Ректор» о создании лекарства от страха На PREMIER стартует сериал «Ректор» о создании лекарства от страха Читать дальше 24 апреля 2024
Дженнифер Лопес вынуждена довериться компьютеру в трейлере фантастического боевика «Атлас» Дженнифер Лопес вынуждена довериться компьютеру в трейлере фантастического боевика «Атлас» Читать дальше 24 апреля 2024
12 лучших фантастических сериалов за последние 5 лет с рейтингом 92% и выше 12 лучших фантастических сериалов за последние 5 лет с рейтингом 92% и выше Читать дальше 24 апреля 2024
Гоша Куценко бежит вместе с проблемными детьми в трейлере «Непослушников» Гоша Куценко бежит вместе с проблемными детьми в трейлере «Непослушников» Читать дальше 23 апреля 2024
11 исторических сериалов про любовь, которые ничуть не хуже Бриджертонов 11 исторических сериалов про любовь, которые ничуть не хуже Бриджертонов Читать дальше 24 апреля 2024
10 лучших русских фильмов ужасов, снятых за последние 10 лет 10 лучших русских фильмов ужасов, снятых за последние 10 лет Читать дальше 24 апреля 2024
Эти 15 дорам на Netflix мало кто смотрел – но от них невозможно оторваться Эти 15 дорам на Netflix мало кто смотрел – но от них невозможно оторваться Читать дальше 24 апреля 2024
На этой веб-странице используются файлы cookie. Продолжив открывать страницы сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Узнать больше