Меню
Ваши билеты в личном кабинете

Обесценивание, абьюз и хамство: психолог вскрыл неприглядную правду о «Москва слезам не верит»

Обесценивание, абьюз и хамство: психолог вскрыл неприглядную правду о «Москва слезам не верит»

Культовая картина Меньшова, как и многие другие фильмы советской эпохи, проверку временем не прошла. Что же в этой киноленте советского времени так сильно зацепило современного зрителя?

Психолог Анна Завгороднева в комментарии для «Киноафиши.инфо» сделала обширнейший анализ поведения и характеров персонажей в культовой ленте «Москва слезам не верит» – и результаты оказались, мягко говоря, неутешительными. Психологически здоровых отношений между главными героями нет – зато наличествуют манипуляция, хамство, абьюз, газлайтинг и прочие неприятные вещи, которые в 21 веке женщины уже не прощают мужчинам.

Взаимоотношения между ключевыми и второстепенными персонажами психолог характеризует «треугольником Карпмана» – это психологическая и социальная модель взаимодействия между людьми, которая предполагает три роли: жертвы, агрессора и спасателя. В «Москва слезам не верит» в роли последнего выступает Николай – и вот как описывает эту схему психолог:

У Николая, видимо, потребность себя реализовывать как человека помогающего. Он – создатель, спасатель, он строит дом, и Катерину забирает из роддома тоже он, и вообще тащит на себе всю бытовуху и хозяйство этих трех странных подруг. По сути дела у него два придатка к Тосе-жене – непутевые бабы, которые в каком-то смысле ведут себя как дети-подростки. Катерина, которая с непонятными мальчиками шарахается, и Людмила, которая никак не может определиться, что ей надо, какого мужчину ей надо. Она падкая на ярких, звездных парней, но, в общем-то, пустышек. Мы помним, что Сергей, который бывший муж Людмилы и хоккеист, тоже пьет, как и Гоша.

И это интересный момент: у нас есть явный спасатель из манипулятивного треугольника Карпмана – Николай, и у него в окружении есть люди-жертвы – как будто несколько треугольников соединяются и превращаются в калейдоскоп, с одной вершиной треугольника, где Николай-спасатель: он спасает Катерину от ее отношений, поддерживает пьющего Сергея, везде, в делах всех, участвует.

Обесценивание, абьюз и хамство: психолог вскрыл неприглядную правду о «Москва слезам не верит»

Разумеется, в центре внимания и сюжета, и психолога, который делает разбор – отношения главных героев, Катерины в исполнении Веры Алентовой и Гоши в исполнении Алексея Баталова. От психологически здоровых эти отношения максимально далеки, а Гоша, «он же Гога», при более пристальном рассмотрении оказывается весьма неприятным человеком. Очень показательный, по мнению психолога Анны Завгородневой, момент – реакция Гоши на информацию о том, кем на самом деле работает Катерина.

У Гоши и Катерины, по-моему, даже диалога-то толком не построилось про то, кем она работает; он же ее не слушал, он же только себя претезентовал, соответственно, как он мог узнать, кем она работает? Но Гоша-то ее обвиняет. Он делает Катерину ответственной. Мы весь фильм наблюдаем его абьюзивное отношение к Катерине и его внушение ей, что она сама в этом виновата. Это уже газлайтинг. Гоша – страшный человек, бежать от таких надо.

Если бы это была реальная семья, то в какой-то момент Гоша бы ушел в агрессию, точно бы пил при каждом успехе Катерины на работе – и она либо жила с алкоголиком и терпела его запои и его из них вытаскивала бы – либо это был бы развод, и он был бы скандальным.

На этой веб-странице используются файлы cookie. Продолжив открывать страницы сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Узнать больше